Орнаментальные мотивы

Атмановские ткачихи сохранили древнюю традицию ручного ткачества и вышивки, что подтверждают обрядовые полотенца, дорожки-половики и пр.

Такие дорожки до сих пор есть в каждом атмановском доме

Уникальны погребальные полотенца, которые содержат мотивы «ель», «гриб», «заяц», «шишка» и пр. Обязательным мотивом погребального полотенца является «боярское колесо», представляющее собой солярный знак.

«Боярское колесо», ель и шишки на погребальном полотенце

Отметим, что с подобными полотенцами исследователь встречается нечасто, так как ни за какие деньги носительницы традиции не соглашаются их продавать или дарить: «со мной пришло, со мной и уйдет». Чужим также могут не показать такое полотенце. В день прощания с  покойным весь дом наряжают в белое: столешницы, полотенца, занавески, дары (платки, полотенца, платочки).

 

Фрагменты погребальных полотенец

Особый статус солярного символа «боярское колесо» в местной традиции подтверждается и тем обстоятельством, что курагод, который собирают на Успеньев день, то есть в день кулачек, также называют «боярским колесом». В этнокультурном ландшафте интересующего нас локуса орнаментальный мотив «боярского колеса», обязательный для погребального полотенца, следовательно и для понимания концепта «смерти», всегда соседствует с символами древа жизни, а также символом «хризма»(монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой).

Соседство амбивалентных символов на бойцовской рубахе («солнце» и «волк»), на погребальном полотенце («боярское колесо» и «ель»), наличие символа «хризма» на полотенце и лубяной колыбели – это живой след древнего славянского мировосприятия, где фольклорные и христианские мотивы тесно переплетаются, достигая своего апогея в контексте локальной традиции Успеньева дня, славящего восхождение Богоматери ко Господу.

Символ «хризма» на лубяной люльке

Символичен факт, что особо чтимая в местном храме Донская икона, явившая чудо на Куликовом поле, в древнем своем списке на оборотной стороне   имела изображение Успения, тем самым соединяя бренный мир с вечностью. Сложное переплетение культурных смыслов атмановской традиции Успеньева дня подобно белокаменному узорочью Успенского и Дмитровского собора во Владимире, в котором народное и христианское сливается в единую песнь Господу.

Белокаменному узорочье

Автор статьи: Людмила Евтихиева