Главная \ Этноспорт \ Рюхи \ Историческая справка

Историческая справка

Принимая во внимание то, что палка является древнейшим и чрезвычайно широко распространенным в народной среде видом охотничьего и воинского оружия, имеются все основания полагать, что обычай устраивать состязания в метании палки в цель уходит корнями в глубокую древность.

03-ruxi

Гравюра Х.Г. Гейслера. Городки («рюхи»). Конец XVIII века.

Очевидно, что в XIX - XX в. народные игры с метанием палки в цель были распространены у русских (и у других восточных славян) в гораздо большей степени, чем остальные традиционные состязания такого рода. 

Одна из самых распространённых игр с метанием палки – рюхи (городки). 

Необходимо отметить, что игра в городки в разных вариантах бытовала у русских практически повсюду. По сведениям Д.К. Зеленина, городки в мужской среде у всех восточных славян были «распространены повсеместно». Б.В. Горбунову удалось зафиксировать бытование этой игры в 254 уездах (округах, отделах) 63 губерний (областей) на обширной территории от западных районов Украины и Белоруссии до российского Дальнего Востока и от Архангельской губ. до юга Терской обл.

Широкое бытование этой игры в русском мире привело к большой вариативности. 

В такой игре одна команда численностью от одного до пяти-семи человек состязается с другой командой равной численности. Для каждой из них определяли городок, один в виду другого, в его пределах выстраивали фигуру или несколько фигур последовательно с использованием от трех до пятидесяти рюх. Игроки обеих команд по очереди выбивали рюхи из пределов городка противника посредством метания палок – бит, стремясь истратить на это возможно меньшее количество бросков. Рюхи представляли собой чурки цилиндрической формы из липы, березы. Размеры их широко варьировались от чурок длиной около 20 см и диаметром 4-4,5 см до рюх длиной 8-9 см и диаметром 7-8 см, а биты - палки цилиндрической формы такого же диаметра длиной около одного метра. 

Существовало чрезвычайно большое число вариантов и разновидностей игры в рюхи (городки). Эти варианты отличаются друг от друга, прежде всего, формой площадки и размещением на ней города и кона, а так же фигурами установки рюх. В общем ходе состязания игра практически везде одинакова.  

Начинали состязание – «зажигали город» - как правило самые ловкие и меткие игроки – «зажигающие». Город считался «зажжёным», если хотя бы одна рюха в результате метания биты вылетала из его пределов. Игра в рюхи требовала от её участников физической силы, глазомера, сноровки. 

Местом для игры в рюхи обычно служила любая ровная площадка достаточных размеров. Нередко играли прямо на улице, площади и т.п.

Деление игроков на партии осуществлялось либо по месту жительства, либо по принадлежности к той или иной профессии, либо соперники определялись посредством конания.

В рюхи, в отличие от других состязаний с метанием палки по цели, играли не только дети и подростки. Повсеместно в этой игре участвовали взрослые.

02-Gorodki-Geisler

Гравюра Х.Г. Гейслера. Городки («рюхи»). Конец XVIII века.

Если команда игроков, начавшая состязание первой, выбивала все рюхи из городка, то, как правило, их соперники имели возможность отшибиться - метнуть столько бит, чтобы в итоге количество бросков у обеих сторон стало равным. По обычаю, который отмечен практически повсеместно, побежденные возили победителей на своих спинах от одного городка до другого условленное число раз и устанавливали рюхи для новой игры. 

Весьма интересно то, что формы городков и расстановка рюх в значительной части случаев в миниатюре повторяют в плане конфигурации городков и расстановку их защитников и игре «взятие снежного городка».

Игра в рюхи по большей части приурочивалась к весенним датам народного календаря. У нас есть лишь одно свидетельство об игре в городки зимой - из Пошехонского у. с замечанием «в зимние праздники», и одно - из местечка Бразин Речицкого у. Минской губ. с пометкой «в святочные дни». Имеется несколько известий об устройстве игры в городки на масленичной неделе.

Повсеместно в рюхи играли на пасхальную неделю, пасху, на Троицу, перед ней и в последующем до Петрова дня включительно, на Петра и Павла, либо на Кузьму Демьяна. Помимо праздников в весенне-летний период в городки играли на досуге и в воскресные дни.

По имеющимся в распоряжении сведения в первом приближении можно рассмотреть вопрос о географической локализации различных вариантов и разновидностей игры в рюхи. Прежде всего, отметим, что наибольшее распространение имела игра с городком в форме квадрата. Если признать, что городок в виде линии является редукцией городка квадрата, то в совокупности эти два варианта состязаний доминировали по степени распространенности. В то же время округлые городки являются, по-видимому, наиболее архаичными.

02-Gorodki

Ориг. рисунок А. Земцова, гравюра П. Дзедзиц. Летом. Воскресный день в деревне. Игра в городки («рюхи»). Конец XIX века. 

Игра с размещением городка между конами двух команд известна при линейной и квадратной формах его и бытовала главным образом в Новгородской обл. Состязание, в котором линия городка одновременно являлась линией кона для другой команды, отмечено при всех трех конфигурациях поля для установки рюх и имело распространение на Русском Севере (Архангельская, Олонецкая и Вологодская губернии), на Верхнем и Среднем Поволжье (Костромская, Нижегородская, Симбирская губернии), а также у белорусов и на Украине (Киевская и Подольская губернии). Разновидность игры, где в одном городке поочередно состязались обе  команды, отмечена при всех формах поля для установки рюх. Она бытовала главным образом на Русском Севере, в Новгородской обл., была известна, в Терской обл. и у украинцев. Игра с расположением кона между двумя городками также известна при квадратной, линейной и округлой формах рюшного поля и имела распространение в Новгородской, Нижегородской и Минской губерниях. Только при квадратной конфигурации городка отмечена разновидность игры, в которой они размещались параллельно один другому. Такая игра была распространена в центре России и у бухтарминских старообрядцев.

По данным Е.А. Покровского, городки в форме квадрата «чаще употребляются» в Олонецкой, Тверской губерниях и «вообще в средней полосе России», а в форме окружности - в Вятской, Пермской и «других смежных с ними губерниях». По имеющимся сведениям, линейные городки имели распространение в Архангельской, Новгородской губерниях и у белорусов. Квадратные городки бытовали преимущественно на Русском Севере и в губерниях центральной России. Они известны также у белорусов и в левобережной части Украины. Округлые городки отмечены главным образом в Новгородской, Вятской, Пермской губерниях, на Верхнем и Среднем Поволжье, на Юге России и на Правобережной Украине.

Упоминания о бытовании игры в городки в Сибири и на Дальнем Востоке встречаются очень часто, однако подробных описаний совсем немного, что не позволяет пока хотя бы в первом приближении наметить здесь локализацию отдельных вариантов и разновидностей игры.

В то же время складывается впечатление, что игра в городки составляет в значительной мере севернорусскую традицию, тогда как некоторые другие состязания с метанием палки в цель в большей степени были распространены на Юге России. Центр России и Поволжье занимали в этом отношении, по-видимому, промежуточное положение.

ruxi

Осташи - хранители традиций (г. Осташково, Тверская область, 12 июня 2012 г.)

Благодаря Александру Логотову игра в рюхи сохранилась в живом бытовании до наших дней. В городе Осташкове Тверской области до сих пор сохраняется старинная неизвестная больше нигде аутентичная форма этого состязания. Традиция была зафиксирована и изучена Виктором Колчевым и Сергеем Мещеряковым. Они узнали об этом факте в 2012 г. благодаря Интернет-ресурсам – фото и видео-роликам игры, сделанных туристами. В июне этого же года ими был проведён однодневный экспедиционный выезд с целью участия в игре, записи правил, фото и виде-съёмки игры.

В дальнейшем обнаружились сведения об игре в рюхах в г. Осташкове в материалах «Словаря русских народных говоров», публикация которого издательством «Наука» началось с 1965 г. и продолжается до сих пор. Согласно данным «Словаря» самые ранние сведения об игре в рюхи в г. Осташкове относятся к 1855 году – времени Крымской войны. В этом словаре содержится слова из игровой терминологии игроков в рюхи, некоторые из которых до сих пор используют осташи: «рюхáться» – играть в рюхи»; «рюх» – чурка для игры в рюхи; «рюхáлка» – бита при игре в рюхи»; «рюшник» – любитель играть в рюхи»; «зажига́ть» – бить первому в игре в рюхи». Данные от 1908 г.: «скáлба» – палка, бита для метания в игре в «рюхи» и «городки». «Скалба и рюх – два предмета игры в городки». Никаких этнографических описаний самой игры нет.

Уникальность ситуации состоит не только в том, что до нас чудом дошли аутентичные правила игры и сохранились носители-осташи, – некоторым из которых уже за 70 лет, но и в том, что игра в рюхи взрослого мужского населения (дети играли в любое время) привязана к календарному циклу. Отмечено три основные православных праздника, на которые устраивались массовые игры в рюхи: 19 августа – Преображение Господне (Яблочный Спас), 2 августа – Ильин день, 10 августа – день Смоленской иконы Божьей матери, особо почитавшейся осташами. Интересно, что в каждый из этих праздников игра происходила в разных исторических районах Осташкова: на Преображение – в «Центре» («Набережная», «Стадион»), на Ильин день – в «Америке» (старинное название «Ольшица»), на Смоленскую – в «Кустке» («Кожзавод» «Смычка»).

Осташковская рюшная традиция легла в основу правил проведения соревнований по рюхам, проводимым в рамках мероприятий проекта Русские игры.

Статья подготовлена по материалам работ:

- Горбунов Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. Историко-этнографическое исследование. М., 1999.

- Колчев В.Ю., Мещеряков С.В. Традиционная игра в рюхи в г. Осташков Тверской области // 

Живая старина. 2015. № 2(86). С. 6-8.