Чиж

ЧИЖ, русская забава, основная идея которой заключается в том, чтобы ударами биты по небольшой, заострённой с двух сторон палочке (чижу), поднять такую палочку с земли, по возможности ударить по ней ещё, и таким образом отбить чижа подальше, либо к заданному рубежу, либо отбить определённым образом, набирая при этом баллы. Игроки при этом соперничают, стараясь набрать оговорённое количество баллов быстрее, а последнего, отставшего, мают. 

В прошлом забава была широко распространена в центральных регионах России и имела разные варианты правил, с разными вариантами и конфигурацией чижа. Игра при этом имела разные названия: «клёк», «цурки» (чурки на украинском), «чиж». Чиж имел разные формы, и в игре преследовались разные задачи. Мог быть чиж в виде простой цилиндрической рюхи, без заостренных концов, такой чиж вертикально ставили на вбитый в землю кол и с кола отбивали подальше. Известен чиж в виде вытянутого с двух противоположных вершин октаэдра, на грани которого наносились цифровые обозначения, и такой чиж гоняли ударами биты по вытянутым вершинам, набирая очки. Очки могли набирать количеством ударов по чижу в воздухе, при этом вместо биты использовались плоские палки. Либо чиж нужно было отбить за определённых рубеж, или серию рубежей, или за пределы ограниченной территории. Чиж могли отбивать подбрасывая его в воздух, либо положив накрест на другую палку, либо просто с земли. Были варианты, где чиж нужно выбить на территорию соперника, а тот определённым образом должен доставить его обратно. В России была распространена игра в чижа, в которой в поле делали квадратный кон, а в центре кона рыли лунку-котёл. В котёл ставился под наклоном чиж, ударом по заострённому кончику сверху чиж поднимался в воздух, при этом старались нанести второй удар, чтоб уже в воздухе отбить чиж подальше.

003-chig.jpg

Площадка. Поле, размер которого в принципе не ограничивается, важно, чтоб расстояние от центра во все стороны было достаточным для полёта чижа. В центре площадки обозначается кон в виде квадрата, размером примерно 0,5 Х 0,5 метра (измеряли по длине чижа, где-то 2,5-3 длины чижа). Площадку кона и на 1,5 метра вокруг кона выравнивают, удалив высокую траву, и утаптывают. В центре кона выкапывается котёл – лунка глубиной немного меньше половины чижа. В лунку должен укладываться под наклоном чиж, таким образом, чтобы один его конец был в центре лунки, а второй выступал из лунки на 1/2 длины чижа или чуть меньше этого.

Инвентарь. Чиж - палка, диаметром 3-5 см и длиной около 20-25 см, заострённая с двух сторон. Бита - палка длиной 80-100 см. круглая в сечении.

Chig01

Количество участников. Играющих может быть сколько угодно, но лучше ограничиться десятком человек. Возможна игра командами, в этом случае команды имеют равное количество игроков, а очки, набранные каждым игроком в команде, суммируются как общие очки команды.

Задача игры. Быстрее других игроков (или быстрее других команд) набрать оговорённое количество очков. Очки определяются расстоянием от кона до места, в которое упал отбитый игроком чиж, даже если чиж отбит не от кона, всё равно очки считаются от кона (так справедливее и проще отсчитывать). Расстояние отмерялось самой битой, сколько бит – столько и очков. Впрочем, для простоты далеко выбитый чиж отмеряли шагами, порой делали специально «шагомер» (инструмент из палок, чем-то похожий на циркуль). Отмерять расстояние – задача отбившего чиж игрока, а остальные за ним следят, чтоб не хитрил, если начинал мельчить шагами, заставляли перемерять битой, раз хитрит – пусть с битой по полю ползает. Индивидуальная игра обычно продолжается до 200-300 очков, командная до 1 000, но можно играть, например, и до 50 очков, или до 10 000.

Правила игры. Игроки по установленной в результате конания очерёдности один за другим отбивают чижа, набирая очки. Когда очередь доходит до последнего, за ним вновь следует первый игрок, и так далее по кругу.

Игрок, набравший нужное количество очков побеждает и выходит из игры. Последнего оставшегося игрока, проигравшего, все остальные игроки мают.

Бьющий игрок укладывает чиж в котёл, ударом по кончику чижа поднимает его в воздух и старается вторым ударом отбить чиж подальше от кона. Бьющий вправе нанести и третий, и четвёртый удары, пока чиж летит, но это сложно, хотя иногда удаётся. При этом никто бьющему не указ, он имеет право бить всегда, а кто подвернётся под биту – может получить удар по голове, или по какой другой части тела.

После того, как чиж упал на землю, отмеряется расстояние от кона до чижа, и полученное таким образом количество очков плюсуется к первоначальному количеству очков бьющего игрока. Игроки следят за количеством очков друг друга и периодически перепроверяют у кого сколько очков. Обычно следующий за бьющим игрок точно знает, сколько очков у бьющего, следит и за его очками и за своими.

Следующий по очереди игрок после того, как будет отмерено расстояние от кона до чижа, должен встать на то место, где лежит чиж, берёт чиж в руки и бросает его, стараясь попасть в кон. При этом, если чиж упал так, что касается черты кона, считается, что он попал в кон. А если удалось кинуть так, что чиж попал прямо в котёл и остался в нём, все очки бьющего игрока сгорают.

Если чиж не попал в кон, то бьющий получает право на следующий удар, чиж при этом остаётся там, где лежит, а бьющий ударом по заострённому кончику прямо с земли поднимает чиж в воздух и старается вторым ударом отбить его подальше от кона, после чего от кона снова отмеряются и считаются набранные очки.

Для игрока, который кидает чиж в кон, есть специальное правило. Игроки нередко хитрят и бросают чиж специально с существенным недолётом, или перелётом, так, чтобы он попал в высокую траву. Когда чиж лег в результате такой хитрости в высокую траву далеко от кона бьющий имеет право не поднимать чиж в воздух, а отбить его битой как клюшкой подальше и снова отмерить очки. Это заставляет кидать чиж всё таки в кон, или по крайней мере на утоптанную площадку вокруг кона, чтобы не дать бьющему набирать очки таким образом.

Если при ударе по чижу, находящемуся в котле, чиж подскочил и упал обратно в котёл – все очки игрока сгорают. То же самое, если при ударе или случайно игрок коснулся битой чижа, а чиж при этом только чуток двинулся, но остался в котле, либо не двинулся вообще. Вообще в любом случае любое касание чижа битой, даже случайное, считается ударом.

Если после удара чиж упал внутри кона – бьющий ничего не набрал, а игра переходит к следующему по очереди игроку.

Если был сделан только один удар по чижу, чиж вылетел за пределы кона, но второй и последующие удары в воздухе по чижу не удались, бьющий промазал, очки всё равно отсчитывают, при этом расстояние менее одной длины биты считается нулевым – нет очков. И вообще, во всех случаях, расстояние менее одной биты всегда равно нулю.

Небольшое расстояние от кона очень невыгодно, так как в этом случае следующий за бьющим игрок может сделать так, что все очки бьющего сгорят. Он просто кладёт чиж прямо в котёл, так как расстояние небольшое, и дотянуться до котла легко.

Если кто-либо из игроков поймает чиж пока тот летит, то все очки бьющего переходят к такому ловкачу. Однако, это рискованно, так как бьющий вправе бить в любом случае и может пытаться сделать несколько ударов по чижу. По этой причине при ловле чижа рекомендуется сразу падать на бок и перекатываться в сторону, чтоб не попасть под биту. Преимущественное право словить чижа имеет следующий после бьющего игрок. Реализуется это право тем, что следующий игрок вправе занять любую позицию на поле, которую считает выгодной, а остальные должны отступить, не мешая ему, занять иные выгодные позиции. Не отступивший рискует тем, что в процессе ловли его оттолкнут всем телом.

Бьющие хитрят, чтобы их чижа не словили: Показывают ложные удары, поворачивают чиж туда-сюда внутри котла прежде, чем ударить по нему, необычно делают второй удар по чижу, с левой руки, или с подворотом.

Ход игры. До начала игры конаются следующим образом: Один игрок берёт биту, держит её вертикально и кидает её другому игроку так, чтоб в полёте она сохраняла вертикальное положение, а другой игрок ловит эту биту, захватывая рукой как можно ниже (расстояние для броска небольшое и это сделать легко). Над захватившей рукой хватает следующий игрок, потому следующий, следующий и так далее до самого верха. Каждый при этом держит биту только одной рукой, «второй не хватать». Самый верхний захвативший биту будет первым, ниже – второй, за ним – третий и так до самого низа. Когда очередь распределена таким образом начинают играть.

Первым бьёт первый игрок, потом второй, потом третий и так далее по кругу. В соответствии с правилами.

Игрок, набравший обусловленное количество очков выходит из игры и ждёт остальных, подтрунивая над ними. Так постепенно выходят из игры все игроки, и остаётся последний, который считается проигравшим. (Чем меньше игроков остаётся, тем больше игра обостряется, игроки стараются сжечь очки друг друга, поймать чижа и так далее).

Последнего игрока остальные игроки по очереди (по порядку выхода из игры) мают. Первый игрок ставит чижа как обычно в кон и отбивает его как обычно, но расстояние уже не отмеряет, а сторожит кон с битой. Мающийся бежит за чижом и от места его падения кидает чиж в кон. Если попадёт в кон, то повезло, от этого игрока отмаялся. Бьющий старается тут же не дать чижу упасть и прям в воздухе отбить его снова. Если же чиж упал, то бьющий поднимает его с земли в воздух и снова отбивает. И так гоняет мающегося до тех пор, пока тот не попадёт чижом в кон. Если мающийся хитрит и кидает чиж специально с недолётом или перелётом, бьющий имеет право отбить чиж не поднимая его в воздух, как клюшкой. Если мающемуся всё же везёт и он оказывается близко к кону бьющий может встать прям над коном, расставив ноги над ним, биту свешивает вниз между ногами и быстро начинает двигать ей, не давая чижу попасть в кон.

Когда первый отмает проигравшего, его начинает гонять следующий игрок, потом следующий, и так до конца по очереди.

Желающих уйти из игры досрочно раньше наказывали, катали на палке, держали биту с двух концов, сажали на неё как на коня, остальные игроки не давали слезть, а те, кто держал концы биты, усиленно трясли её, так, чтоб сидящий подпрыгивал.

Автор статьи: Владислав Климушкин