Чёрные лодки

Исследователи относят чёрные лодки к судам однодеревкам блочного типа, которые получили своё названия от тёмного цвета - осмоления. Они уникальны, их распространение этнографически зафиксировано в малом регионе, локально расположенном в Окском бассейне на стыке московской, владимирской и рязанской областей.

Блочные долбленые суда происходят от однодеревых долбленок, изготовливавшихся из цельного дерева, и прослеживаются в европейском археологическом материале с первых веков до н. э. В России наиболее древней фрагмент блочной лодки был найден в 1947 году во время раскопок на Ярославовом дворище в Новгороде и датируется XII-XIII вв., при этом инструменты для изготовления таких лодок были обнаружены при раскопках в слоях XI–XIII вв. в Серенске, Старой Рязани, Москве, Слободке, Переславле Рязанском, Великом Новгороде и других местах.

Технология изготовления мещёрских чёрных лодок дожила до наших дней. Лодка состоит из пяти частей: плоского днища, двух прямых бортовых досок, долбленых по всей длине в виде желоба, и двух оконечностей - кокор. Оконечности лодки делаются одинаковыми по форме, благодаря чему, судно может хорошо ходить и вперёд, и назад, не разворачиваясь. На некоторых лодках носовая и кормовая вставки имели прямую (горизонтальную) плоскость, на других - дугообразную (в виде желоба). Лодки, изготовленные в селе Тюрвищи Владимирской области, имеют своё характерное отличие - оформление нижней части носовой и кормовой вставок в виде прямоугольного выступа, который предназначен для удобства вытаскивания лодки на берег.

В настоящее время ещё сохранившиеся в сёлах мастера сколачивают части корпуса железными гвоздями и скобами, а ранее, “сшивали” гибким можжевеловым корнем - вицей.

Лодка управляется вёслами-”гребками”, а не распашными вёслами, закреплёнными в уключинах. Техника такой гребли и управления судном древняя и появилась в эпоху позднего неолита - ранней бронзы, во времена появления первых лодок однодеревок. Умелые рыбаки до сих пор способны вести лодку одной рукой, придавая ей движение вперёд, гребя только с одного борта, а также грести стоя.