Бабки

Игры в «бабки» или «лодыжки» – надкопытными косточками (фалангами) животных – известны во многих странах Европы и Азии с глубокой древности. Древние греки пытались предсказывать будущее с помощью костяшек бараньих задних ног – «астрагалов». Со временем их стали использовать в качестве игральных костей – хорошо известны греческих вазы с изображениями богов и людей, играющих в косточки, и статуэтки с этим же сюжетом.

Археологические данные говорят о широком распространение «астрагалов» в восточнославянской среде уже в VIII – IX вв. Чешский католический священник Иржи Давид в своём трактате «Современное состояние Великой России или Московии» (1690 г.), отмечал, что «в простом народе процветают некоторые несложные весёлые игры, как, например, <…> попадание в косточки, расположенные в определённом порядке».

До начала XIX в. игру знали практически в каждой деревне, да и в городах они был не в диковинку. «Бабки» были доступны для лю-бого возраста и настолько популярны, что нашли отражение во мно-гих произведениях русского искусства XIX – XX вв. Выдающийся скульптор Н. С. Пименов посвятил ей свою работу «Парень, играющий в бабки» (1837 – 1938 гг.). Великий русский поэт А. С. Пушкин, увидевший эту скульптуру, написал стихотворение «На статую играющего в бабки» (1836 г.):

Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено

Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.

Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный,

Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.

(Пушкин А. С. «На статую играющего в бабки», 1936 г.)

Хорошо известна картина замечательного русского художника В. Е. Маковского «Игра в бабки» (1870 г.). В известной книге собирателя и исследователя русский игр Е. А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские» (1-е изд. 1887 г.) играм с костями посвящена целая глава. Большими любителями игры в «бабки» были великие русские писатели А. М. Горький, В. П. Астафьев, В. М. Шукшин.

В «Словаре…» В. И. Даля приводятся многочисленные варианты названия игры, говорящие о её широком распространении в русской традиционной игровой культуре: «козна, козан, козанок, лодыга, шляк, альчик, баска, костыга». Всё это – названия одного предмета, который использовали для игры, – надкопытных суставных костей коровы, свиньи или овцы (барана), оставшихся после варки холодца. Различие состояло лишь в том, что в разных уголках нашей страны в «бабки» играли в разное календарное время, использовали кости от разных животных, разным был состав играющих.

Особенно в России популярны были говяжьи «бабки»: они более крупные и в них можно было попасть с расстояния в несколько десятков метров, тогда как по мелким свиным «бабкам» и тем более бараньим «альчикам» били обычно с нескольких метров. А вот выби-вать говяжьи «бабки» могли разными предметами.

Самым простым метательным средством служила большая «бабка», в которой часто просверливали отверстие и заливали через него свинец для большей тяжести. Такие биты археологи довольно часто находят в слоях древнерусских городов.

В местности, где было развито литейное производство, для выбивания «бабок» часто использовали специальные металлические биты, отлитые из чугуна или свинца. Так, например, во время раскопок на Куликовом поле была обнаружена литая металлическая бита в виде «бабки». В г. Воронеже в XIX – 1-й пол. XX вв. рабочие литейного цеха специально по заказу отливали из чугуна «подкоски» – плоские сердцевидные формы с каким-либо изображением на верхней части.

В некоторых случаях в «бабки» играли только свиными косточками. Так, ещё в начале 1990-х гг. в посёлке Уразово Валуйского р-на Белгородской области мальчики играли в свиные «бабки». Их помечали краской определённого цвета, чтобы при игре не спутать с косточками других игроков. В качестве биты использовали тоже свиные кости, только большего размера и помеченные красной краской.

Бараньи «бабки» часто использовали в настольных играх. Так, в Шекснинском р-не Вологодской области вплоть до 1970-х гг. дети и взрослые в разные времена года играли в «Лодыжки». Игроки поочерёдно рассыпали на стол горсть «лодыжек», а потом щелчками выбивали те косточки, которые лежали в одинаковом положении (их всего четыре). После удачно попадания игрок забирал себе любую «сдвоенную» косточку. Если игрок промахивался или задевал другие «лодыжки», ход переходил к другому игроку. Когда все «лодыжки» оказывались выбитыми, смотрели, у кого их накопилось больше.

Иногда «бабки» выбивали деревянными предметами – палками или стрелами. Так, в улусе Подкаменном Мелецкой управы Енисейской губернии бабки выбивали с помощью лука и стрел. А в селе Атманов Угол Тамбовской обл. до 1960-х гг. бытовала игра в «казанки»: на земле чертили круг, поперёк которого устанавливали «бабки» (здесь их называли «казанками») и выбивали их из круга небольшими палками. Последний вариант игры в «бабки» встречается редко, но неоднократно и, возможно, послужил одним из источников появления в начале XIX в. другой игры – в «городки».

На первый взгляд, «бабки» – это довольно простая и примитивная игра. Так, Е. А. Покровский считал, игры в «бабки» «не требуют ни особой быстроты, ни силы, ни особенного умения. Для успеха в них нужна только некоторая привычка к глазомеру и маленькая сноровка при бросании…». Однако С. К. Кулжинский, этнограф XIX – начала XX вв., действительного члена Российского императорского географического общества, на личном опыте игры в «лодыжки» в детстве в г. Курске убедился, что в этой игре необходимы приложение силы, ума и характера, «и только при этих качествах игра и становится интересной».

Поскольку игра в «бабки» является в настоящее время исчезнувшей, энтузиасты и любители игры из разных общественных организаций прилагают усилия по её сохранению. С 2013 г. площадка игры в «бабки» является постоянной на большинстве мероприятий проекта «Русские игры» Федерации исконных забав и этноспорта.

Литература:

1. Астафьев В. П. Последний поклон. Кн. 1-2 // Он же. Собр. соч. в 6-ти тт. – М.: «Молодая гвардия», 1992. – Т. 3.

2. Горбунов Б. В., Ефимов А. В., Ефимова Е. А. Традиционные игры и забавы Рязанского края // Рязанский этнографический вест-ник. – Рязань, 1994.

3. Зимина Т. А. Азартные игры // Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина. и др. – СПб.: Искусство-СПб, 2006.

4. Игры народов СССР / Сост. В. Н. Всеволодский-Гернгросс, В. С. Ковалева, Е. С. Степанова. – М.; Л., 1933.

5. Колчев В. Ю. Игра в «бабки» в Воронежском крае // Народная культура и проблемы её изучения: Сборник статей. Материалы IX научной региональной конференции 20-21 мая 2016 г. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. – (Афанасьевский сборник: материалы и исследования. Вып. XIV). – С. 178-190.

6. Кулжинский С. К. Игра в «лодыжки» в г. Курске // Этнографи-ческое обозрение. – 1901. – №. 1. – С. 134-154.

7. Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. – СПб., 1994.

8. Терещенко А. В. Быт русского народа. – СПб., 1848. – Т. 4. За-бавы.

Автор статьи: Виктор Колчев