Главная \ Реестр наследия \ Атмановские кулачки

Атмановские кулачки

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИИ

Язык наименования: rus

Сведения: Название «Атмановские» произошло от названия села Атманов Угол; «кулачки» — обозначает кулачные бои

Тип объекта

Игровая культура — Празднично-обрядовая игровая культура

«Атмановские кулáчки» — исторически сложившееся название коллективных кулачных боёв, проходящих в селе Атманов Угол на престольный праздник Успения Пресвятой Богоролицы(по местному — «Успеньев день»). В исконном виде традиция включала также состязания на Пасху и Троицу. Состязание имеет вид «стеношного боя», когда противоборствующие стороны идут «стенка на стенку». По обычаю кулáчки начинают дети, затем их сменяют подростки, и в завершении праздника бьются взрослые бойцы. Задача боя — прогнать команду соперников на их сторону села. Как только цель достигнута, бой прекращается. Заключительная часть этой боевой забавы — замирение, которое происходит за общей трапезой. Традиционно празднование начиналось с официальной религиозной части. Она включала в себя посещение утренней службы, прослушивание торжественной литургии, участие в молебне с водосвятием и в крестном ходе. Мирская часть праздника состояла из приема гостей, проведения трапез и всеобщих «улишных» гуляний. Читать далее...

Мультимедиа:

Фотоальбом

  • Современное место бытования

    • Российская Федерация, Тамбовская область, Сосновский р-н, с. Атманов Угол,
    • места распостранения: Парадка — луг на краю села..

    Сведения об обнаружении

    • Российская Федерация-> Тамбовская область-> Сосновский р-н-> с. Атманов Угол
    • Место обнаружения: Парадка — луг на краю села.
    • Дата обнаружения: Конец XIX века

    Сведения о формировании

    • Российская Империя-> Рязанское наместничество-> Верхоценская дворцовая волость-> с. Атманов Угол
    • Дата формирования: Не ранее 1648 г.
  • Состояние бытования: Находится в живом бытовании и используется в современной практике. В годы советской власти традиция теряла массовость, бои приобретали агрессивный характер в силу нарушений устоявшихся правил. Однако старожилы (1898—1920 г. р.) смогли передать традицию "кулачек" во всех деталях ученым и местным краеведам и любителям рукопашного боя. В 1990-х гг. при содействии Тамбовской региональной общественной организации “Федерация традиционного рукопашного боя” практика кулачных боев в с. Атманов угол стала динамично развиваться. В 2012 г. в «Атмановских кулачках» приняло участие не менее 800 человек. Помимо местных жителей это представители Федерации этноспорта России, Тамбовской региональной Федерации традиционного рукопашного боя, Всемирного Русского Народного Собора, Федерации лапты России, различных спортивных клубов, фольклорные коллективы и все желающие.

    Исторический аспект: Основатель села Савва Атманов переселился сюда «со товарищами» из шацких сел Атманово и Берёзово в 1648 г.; первое упоминание о селе Атманов Угол — в 1676. В XVII—XVIII вв. село относилось к Верхоценской дворцовой волости Рязанского наместничества, в 1708 г. — к Азовской губернии, с 1719 г. — к Тамбовской провинции Азовской губернии, с 1725г. — к Воронежской губернии. В 1779 г. село стало входить в Тамбовское наместничество Моршанского уезда, а с 1862 г. в Сосоновскую волость Моршанского уезда Тамбовской губернии. В 1932 г организуется Аатмано-Угловский сельский совет. С 1975 г. с. Атманов Угол относится к Вирятинскому сельскому совету Сосоновского района Тамбовской области, а с 2002 г. — к Троицевихляйскому.

    Риск исчезновения: В связи с сокращением числа жителей села традиция может быть утеряна.

    Исключительность/Ценность: Передаваемая традиция кулачного боя представляет собой систему военно-физического воспитания и контроля уровня боевой подготовки населения, сложившуюся у русских в глубокой древности. Сохранившиеся микротопонимы (Поволжье, Крым, Лягушачье и Промартель – одна противоборствующая сторона; Вшивка, Терешата, Соловьята и Село – другая сторона) – это след древней формы организации мужского сообщества по партиям, что является рудиментом военно-мобилизационного принципа. Фольклорно-спортивный праздник «Атмановские кулачки» стал примером восстановления традиционных воинских игр русского народа на строго научной основе в составе аутентичного этнокультурного праздника, проводимого с участием носителей культурной традиции.

    Этнологический аспектИсторико-этнографическая характеристика: Единственным населённым пунктом, где зафиксировано проведение кулачных боёв “стенка на стенку” ещё в 1990-х годах стало село Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области. В этом селе с 1998 по 2006 гг. проведен целый ряд этнографических экспедиций, по данным которых были выявлены и освоены в практике: сценарии праздников, в рамках которых проходили традиционные кулачки, сценарные ряды самих кулачек. На основе экспериментальной работы с информантами воссоздан фотографический образ древних кулачных боёв, позволивший поддержать угасающую традицию силами молодого поколения. Атмановские кулáчки ещё в конце 1990-х гг. были не обиходной дракой (во что обычно перерождается традиция кулачных боёв в отрыве от этнокультурного обряда), а «примерным боем», включенным в праздник села. Кулáчки проводились внутри села Атманов Угол в рамках Престольного Праздника села — Успение Пресвятой Богородицы, бои с соседним селом Троицкая Вихляйка были на Троицу. Традиция состязаний в рамках Престольного Праздника сохранилась лучше и дольше бытовала в народной среде.

  • Фонды: База данных НМЦКА ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.

    Литература: Список публикаций. Подробнее...

  • Костюм

    • Наименование: Бойцовская мужская одежда
    • Роль предмета: Функциональная, игровая
    • Особенности предмета: Бойцовская рубаха: белая (светлая) с укороченным рукавом, в традиции — туникообразная, с цветными ластовицами, без ворота, застежка на левую сторону, орнаментация по горловине. Пиджак (праздничный, в традиции — двуполый, с отрезной спинкой, сборки по поясу); скидывался перед началом боя или по ходу боя. Пояс подпоясывался под рубаху, чтобы держать мышцы. Поверх рубахи повязывался, или застегивался, другой пояс. Пояс под рубаху — широкий, в традиции — это тканый хлопчатобумажный кушак, в последние годы это могло быть полотенце, либо широкий и длинный кусок ткани. Рубаха сверху подпоясывлась любой подпояской (тканой, крученой, вязаной, в советское время — ремнем). Шапка (картуз) — после боя принято было подбирать шапки, действие было знаком окончания состязания. Запястья рук могли заматываться шерстяными нитями, либо вязались «наручи» из шерстяных нитей (перчатки без пальцев). В лаптях и босиком на кулачки бойцы не ходили, обязательно имелась обувь — сапоги или ботинки.

    Атрибутика

    • Наименование: Блин
    • Роль предмета: Оздоравливающая
    • Особенности предмета: Блины пекли по традиционной рецептуре и использовали как лечебное средство от синяков и ушибов, полученных на кулачках.

    Музыкальный инструмент

    • Наименование: Гармошка
    • Роль предмета: Является обязательной частью кулачек: все действие от начала до конца сопровождалось игрой гармонистов и пением частушек.
  • Техника исполнения

    • Наименование: Техника рукопашного боя "стенка на стенку"
    • Краткое описание: Кулачный бой "стенка на стенку" — это вид коллективных состязаний в кулачном бое, где участвовали две противоборствующие партии. Существовали следующие термины для обозначения этого вида состязаний: "стенка на стенку", "стена на стену", "стенки", "бой стенками", "стенной бой", "стеношный бой". Характерная черта стеношного боя — линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания: вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. - Подробнее...
  • Лица, имеющие отношение к ОНН:

    ФИО: Пивоварова Татьяна Ивановна (Краевед-исследователь, коренной житель села)

    • Тип ответственности: Носитель
    • 1962 г. р.
    • Место работы / Адрес: Зав. филиалом муниципального учреждения культуры «Сосновский РДК». Адрес: 393869, Тамбовская область, Сосновский р-н, с. Атманов угол, ул. Речная, д.33. Тел.: 8(960)657-58-27.

    ФИО: Тедорадзе Анатолий Северьянович (Кандидат исторических наук, вице-президент Тамбовской региональной общественной организации “Федерация традиционного рукопашного боя”)

    • Тип ответственности: Исследователь, Исполнитель
    • 1977г. р.
    • ФИО: Топорков Владимир Владимирович (Депутат Тамбовской областной думы)
    • Тип ответственности: Ответственное лицо

    ФИО: Евтихиева Людмила Юрьевна (Кандидат филологических наук, доцент, руководитель Научно-методического центра культурной антропологии ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, научный сотрудник ТОГБУК «НМЦНТ и Д».)

    • Тип ответственности: Исследователь

    Организации, имеющие отношение к ОНН:

    Наименование: Тамбовская региональная общественная организация "Федерация традиционного рукопашного боя".

    • Тип ответственности: Исследователь, Исполнитель
    • Местонахождение: г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 13 А, тел. 8 (4752)70-33-04.

    Наименование: Региональная общественная организация "Тамбовское общество любителей краеведения"

    • Тип ответственности: Исследователь, Исполнитель
    • Местонахождение: 392000, г Тамбов, ул Кронштадтская, д. 58 А, тел. 8-4752-71-05-93.
  • Тип действия: Популяризация

    Наименование действия: Организация и проведение фольклорно-спортивного праздника «Традиционные игры. Атмановские кулачки»

    Проводится: 27—29 августа, Ежегодно

    Дополнительные материалы

    Условия действия: Празднование Успения Пресвятой Богородицы

    Регламент: Положение о мероприятии. Положение о мероприятии. (См. 1. Сайт Русской рукопашки кулачники.рф: — 2012.08.27; 2. Приложение 5. — 2012.08.27. Атмановские кулачки — традиционные игры русских).

    Место действия: с. Атманов Угол

    Метод действия: Организация традиционных игр в рамках народного гуляния на престольный Праздник — Успение Пресвятой Богородицы.

    Состояние: Возрождение традиций воспитания и поддержания жизнеспособности населения путем мотивации интереса к игровой, праздничной, обрядовой культуре русских. Развитие физической, творческой активности населения.

    Примечание: Праздник включает: 1. Подготовка праздника, съезд гостей, договор между соревнующимися; 2. Молебен. Игры. Бои. Курагодное гуляние. Ярмарка. Чаепитие. Угощение. 3. Замирение. Совет знатоков (Научно-практическая конференция).

  • ОНН зарегистрирован: ТНМЦНТД, Номер: TAM001

    Полное наименование: N/A.

    Адрес: 392000, Тамбов, ул. Советская 59..

  • Составитель: Евтихиева Л. Ю.